«Ты узнаешь истину, и истина сделает тебя свободным» -Иисус Христос
Представьте себе, какое волнение вызвало по всей земле то потрясающее провозглашение, которое Иисус начал возвещать: «Приблизилось Царство небесное!»
Прошло почти 2 000 лет с тех пор, как Иегова первоначально заключил завет с Авраамом с целью произвести мессианское семя, через которое должны были получить благословение все народы. Несмотря на многочисленные необоснованные ожидания апостолов в отношении Царства, во время крещения и помазания Иисуса Царство Бога действительно приблизилось.
С тех пор как Иерусалим был завоёван Вавилоном пять столетий назад, ни один царь из рода Давида не восседал на троне Иеговы — и это придаёт особую значимость вхождению Иисуса в Иерусалим, когда он въехал на молодом осле и был встречен как Царь Израиля. Это исполнило пророчество Захарии 9:9: «Радуйся сильно, дочь Сиона! Торжествуй, дочь Иерусалима! Вот, к тебе идёт твой царь. Он праведен, несёт спасение, скромен и едет на осле, на жеребёнке, сыне ослицы».
Хотя в ту эпоху земной Иерусалим уже не был престолом царства Израиля и Иуды, он по-прежнему оставался исключительным центром поклонения Иегове, когда Иисус Христос находился на земле. Но и это должно было измениться.
Сам Иисус сказал самарянке о грядущем изменении: «Наступает час, когда вы будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме». Пришествие Царства Бога, которое первоначально проявилось в виде апостольского собрания Христа, ознаменовало начало конца храмоцентричной иудейской формы поклонения.
Послания апостола Павла, особенно его письмо к евреям, поясняют, что традиционная форма религии была всего лишь прообразом гораздо более значимых духовных реалий. Вдохновлённый апостол раскрыл, что истинная истина находилась за завесой святилища.
Кроме того, в своём письме к галатам Павел утверждает, что Законный завет достиг своей цели, выступив в роли наставника, ведущего ко Христу. Следовательно, с пришествием Христа курс наставничества достиг своего естественного завершения, и вместе с ним вся иудейская система утратила свою актуальность и вскоре должна была быть уничтожена. Менее чем через десятилетие после написания Павлом своего послания к евреям город Иерусалим и святое место поклонения Иегове были полностью разрушены римскими легионами.
Вопреки ожиданиям, та самая система, которую Бог первоначально дал как средство спасения и как наставника, ведущего ко Христу, могла стать западнёй для иудеев, не обладавших верой, чтобы совершить полный переход от иудаизма к христианству.
С тех пор как было провозглашено, что приблизилось Царство Бога, прошло уже много веков. И, возможно, не случайно, что прошло почти 2 000 лет — примерно столько же, сколько длился период от заключения завета Бога с Авраамом до крещения Христа. За это время, прошедшее после апостольской эпохи, христианство пошло тем же путём, что и Израиль, — путем разложения, идолопоклонства и отступничества, так что чистые учения Христа давно были погружены в вавилонскую мистику, национализм и мирские влияния.
Однако к концу XIX века начала формироваться столь необходимая реформа, зародившаяся в небольшой группе исследователей Библии, объединившихся вокруг ревностного молодого человека по имени Чарльз Тейз Рассел. Эффект был во многом подобен тому, что произошёл во дни правления молодого и ревностного царя Иудеи Иосии (659–629 до н.э.). Рассмотрим несколько сходств: до царствования Иосии царство впало в такое плачевное состояние невежественности и идолопоклонства, что даже книга Закона Моисея была утеряна! Однако в 2 Паралипоменон 34:14 говорится, что во время восстановления обветшавшего храма, инициированного Иосией, «первосвященник Хелкия нашёл книгу закона Иеговы, данную через Моисея».
Когда Иосии зачитали Закон Моисея, он разорвал свои одежды в знак глубокого осознания того, что народ нарушил завет с Богом и явно сильно оскорбил Иегову, практикуя различные формы языческого идолопоклонства. Иосия, несомненно, понимал, что Закон Моисея предусматривал уничтожение нации в случае нарушения ими своего священного завета с Богом. Богобоязненный Иосия послал делегацию к пророчице по имени Олдама, чтобы узнать, может ли раскаяние народа отвратить назначенное наказание. Пророчица сообщила царю, что Иегова всё же намерен обрушить бедствие на отступившую нацию. Однако, в знак уважения к тем реформам, которые он начал, Иегова пообещал не разрушать Иудею при жизни Иосии. После этого Иосия собрал весь народ и зачитал им книгу Закона.
Подобным образом, в христианскую эпоху можно сказать, что Библия как будто была утеряна для мира начиная с времён Тёмных веков. В течение столетий католическая церковь подавляла доступ к Библии и яростно противилась её переводу на общеупотребительные языки Европы. На деле, хотя сама Библия и не была буквально утеряна, истина, безусловно, была утрачена. И хотя до Чарльза Рассела было немало людей, которые пытались заново открыть и опубликовать давно забытые библейские истины, никто не был столь успешен в том, чтобы вновь озарить их светом, как Общество Сторожевой башни.
Комментируя важность труда Чарльза Рассела, книга Вестники Царства отмечает: «Как же сам Рассел воспринимал роль, которую он и его соратники играли в публикации библейской истины? Он объяснил: ‘Наша работа… заключалась в том, чтобы собрать воедино эти давно рассеянные фрагменты истины и представить их народу Господа — не как новые, не как наши собственные, но как Господни.’”
В результате своего глубокого изучения Писаний Рассел пришёл к выводу, что христианство обречено на уничтожение из-за своего идолопоклонства и разложения. Именно поэтому, с чувством неотложности, было основано Общество Сторожевой башни, и Международные Исследователи Библии начали широкомасштабную кампанию по всему миру, чтобы провозгласить предупреждение о приближающемся суде Бога.
Благодаря очевидному благословению с небес, сопровождавшему их дело восстановления, фундаментальные истины Библии вновь начали сиять. Языческие учения, такие как Троица, бессмертие души и чудовищная доктрина вечных мучений в огненном аду, были решительно опровергнуты. Католические практики, такие как почитание святых и Марии — обожествлённой «Матери Божьей», — также были публично разоблачены как остатки языческого идолопоклонства.
Подобно тому как Иосия буквально сокрушил и осквернил многочисленные идолы и языческие алтари, воздвигнутые в храме Иеговы и по всей земле, в том же духе идолопоклонство и ложные доктрины христианства были, так сказать, разбиты и растоптаны благодаря ревностному и искусному использованию Библии Исследователями.
Чарльз Рассел также возродил использование личного имени Бога — Иегова, в английском языке. Были вновь представлены и другие важные истины, такие как библейская надежда на выживание Армагеддона и вечную жизнь на земле. Впервые было осознано значение вопроса о всеобщем суверенитете Иеговы, что пролило свет на давнюю загадку: почему Бог любви так долго терпит зло и позволяет своим служителям переносить жестокие преследования. Общество Сторожевой башни начало функционировать подобно христианскому собранию первого века — «как столп и опора истины».
Существует ещё одна интересная параллель, связанная с открытием Иосией Книги завета. В 23-й главе 4-й книги Царств описано великое празднование Пасхи, которое состоялось после восстановления храма: «Царь повелел всему народу: “Справьте Пасху Иегове, вашему Богу, согласно тому, что написано в этой книге завета”. Ибо подобной Пасхи не справляли со времён судей, которые судили Израиль, и во все дни царей Израиля и царей Иуды. Но в восемнадцатый год царствования Иосии эта Пасха была справлена Иегове в Иерусалиме».
Так же как при Иосии была проведена великая Пасха в знак обновления завета и в честь реформ, осуществлённых царём, подобным образом можно сказать, что новый завет, первоначально установленный Христом со своими апостолами, был обновлён в связи с Исследователями Библии; этому свидетельствует не только провозглашение истины, насколько она тогда была понята, но и повторное появление помазанников, которые, с более глубоким пониманием жертвы Христа, начали отмечать великое христианское пасхальное вечеряние, которое продолжается и по сей день. Хотя у них были многие ложные ожидания, как и у первых апостолов и ранних христиан, с повторным появлением помазанного собрания Христа Международная ассоциация Исследователей Библии почувствовала, что настало время и сезон для того, чтобы Царство небесное начало своё правление.
«В ДОЛИНЕ МЕГИДДО»
Несмотря на свою ревность по отношению к Иегове и предпринятые реформы, Иосия трагически погиб в неосмотрительной военной кампании против фараона Нехо. В 4 Царств 23:29–30 говорится: «Во дни его фараон Нехо, царь Египта, пошёл к царю Ассирии к реке Ефрат. И царь Иосия выступил ему навстречу, но тот убил его при встрече в Мегиддо. И его слуги повезли его мёртвого на колеснице из Мегиддо, привезли в Иерусалим и похоронили в его гробнице».
Иеремия и весь народ Иуды оплакивали безвременную смерть Иосии на протяжении поколений.
Очевидно, по ряду причин, что падение царя Иосии в Мегиддо было знаковым. Одним из таких оснований является тот факт, что слово «Армагеддон» происходит от еврейского «Мегиддо». Само по себе это не обязательно означает, что этот библейский рассказ является пророческим прообразом более значительных реалий; однако пророчество Захарии, которое можно считать еврейским предшественником книги Откровения, придаёт пророческое значение скорби по Иосии, говоря: «В тот день велика будет скорбь в Иерусалиме, как скорбь о Хададриммоне в долине Мегиддо». (Захария 12:11)
А в чём связь с Иосией? Энциклопедическое издание Проницательность к пониманию Писания сообщает следующее под заголовком «Хададриммон»:
«По-видимому, это место находилось в долине Мегиддо. Хададриммон часто отождествляется с Румманой, населённым пунктом примерно в 7 км к юго-юго-востоку от Мегиддо. ‘Великая скорбь’ в Хададриммоне, упомянутая в пророчестве Захарии, возможно, указывает на плач по царю Иосии, погибшему в битве при Мегиддо».
Однако контекст пророчества в Захарии касается скорби по поводу смерти Мессии, а не царя Иосии. Мессианская природа пророчества была подтверждена тем, что апостолы применили Захарию 12:10 к казни Христа. Но, как это часто бывает с пророчествами, Захария плавно переплетает в тексте элементы как первого, так и второго пришествия Иисуса. В последнем случае Христос приходит как очиститель и переплавитель своего народа. Подобно Иосии, он инициирует удаление всех идолов из «земли».
Захария 13:1–3 предсказывает: «В тот день будет открыт источник для дома Давида и для жителей Иерусалима — для очищения от греха и нечистоты. ‘В тот день, — говорит Иегова воинств, — Я сотру имена идолов с этой земли, и их больше не будут вспоминать. И Я также удалю с земли пророков и дух нечистоты. И если кто-либо ещё будет пророчествовать, то отец и мать, породившие его, скажут ему: “Ты не будешь жить, потому что говорил ложь от имени Иеговы”, — и отец его и мать его пронзят его за то, что он пророчествовал».
«Источник, открытый для дома Давида», касается полного применения искупительной силы жертвы Христа — до такой степени, что будет достигнуто полное очищение от грехов «дома Давида», то есть 144 000 соцарей с Христом.
Однако очевидно, что указанный период — «в тот день» — не относится к собранию первого века. Это видно из того, что суды Бога над христианским собранием в то время не очистили «землю» от идолов и лжепророков. Напротив, апостолы специально предостерегали христиан быть настороже по отношению к лжепророкам внутри собрания. Кроме того, первое послание Иоанна неожиданно заканчивается увещеванием к сыновьям Божьим: «Дети, берегите себя от идолов».
Очевидно, что окончательное исполнение пророчества Захарии связано с установлением Царства Бога — когда, наконец, «Сын человеческий пошлёт своих ангелов, и они соберут из Его Царства всё, что соблазняет, и тех, кто совершает беззаконие». Только тогда собрание Христа будет полностью освобождено от соблазнов, ложных пророков и идолопоклонства.
Но так же, как искренние усилия Иосии не смогли навсегда отвести осуждение Бога, точно так же и восстановительная деятельность Общества Сторожевой башни не изменила намерения Бога навести порядок «в долине Мегиддо». И действительно, необходимость Божьего вмешательства сейчас как никогда велика. Причина в том, что, хотя Свидетели Иеговы и отказались от грубого вавилонского идолопоклонства, присущего христианству, в этом процессе сама Сторожевая башня превратилась в своего рода организационного золотого тельца. И хотя Общество Сторожевой башни восстановило основные христианские учения, Свидетели Иеговы, тем не менее, продолжают нести на себе бремя ложных пророчеств. Несомненно, поскольку Сторожевая башня и все Свидетели Иеговы «говорили от имени Иеговы», как упоминается выше, то именно они несут наибольшую ответственность перед Носителем этого имени.
Пророчество Захарии далее говорит о грядущем суде Бога: «В тот день каждый пророк будет стыдиться своего видения, когда станет пророчествовать, и не будет больше носить мантии из волос, чтобы обманывать. И скажет он: “Я не пророк. Я — земледелец, потому что человек купил меня, когда я был ещё юным”. А если кто-нибудь спросит его: “Какие это у тебя раны на плечах?” — он ответит: “Это раны, полученные мною в доме друзей моих”».
Этот стих сопровождается повелением поразить пастыря и рассеять овец. Этот аспект пророчества, конечно, исполнился, когда Иисус был арестован и распят, а Его апостолы и ученики на время рассеялись. Тем не менее, контекст пророчества также подразумевает большее исполнение при втором пришествии Христа. Если это так, то «пророк», которому суждено быть раненым и «поражённым в доме друзей моих», должен соответствовать верному и благоразумному рабу Христа, который, по словам из Луки 12:48, получит несколько ударов за своё невежественное пренебрежение, когда Христос придёт судить дом Божий.
Дом Вефиля — как он утверждает — является голосом класса Иеремии и класса Иезекииля, и так далее. Однако доказательства, представленные в этом труде, призваны показать, что большинство пророческих толкований Сторожевой башни либо ошибочно направлены против христианства, либо ошибочно применяются к периоду 1914–1919 годов. Отрезвляюще, но только Свидетели Иеговы — это те, к кому могли бы быть обращены следующие слова Иеговы: «Вы, клянущиеся именем Иеговы и упоминающие Бога Израиля — не по правде и не по праведности».
Поскольку Сторожевая башня навлекла поругание на имя Бога — словно «клянясь именем Иеговы», — вполне разумно, что она и есть те самые официальные «пророки», которым суждено «устыдиться» за ошибки и обман, совершённые от имени Иеговы. Тем не менее, так же как формалистическое поклонение, сосредоточенное в Иерусалиме, в своё время исполнило Божью цель, так и Сторожевая башня послужила Его намерениям. Но при этом она также обречена стать устаревшей и ныне близка к тому, чтобы исчезнуть.
К счастью, подобно тому как обрядовая религия, сосредоточенная в Иерусалиме, была заменена более возвышенной формой поклонения, основанной на полном мере Божьего духа и истины, нынешний порядок вещей также неизбежно должен уступить место наиполнейшему выражению Божьего духа и истины — как и заверил всех любящих истину сам Иисус, сказав: «Вы узнаете истину, и истина сделает вас свободными».
